Формирование самостоятельности студентов технического вуза в исследовательской деятельности

Авторы:

М. Г. Голубчикова, А. А. Бышляго, Иркутский государственный университет», г. Иркутск, Российская Федерация, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования – филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России, г. Иркутск, Российская Федерация, Иркутский государственный университет путей сообщения

Аннотация:

Проблема исследования – поиск эффективных путей формирования самостоятельности студентов технического вуза в исследовательской деятельности как основы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Авторы предполагают, что процесс формирования самостоятельности студентов технического вуза в исследовательской деятельности будет эффективным, если реализован комплексный подход к проблеме самостоятельности студентов в исследовательской деятельности в рамках подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности, разработана и внедрена система работы по формированию самостоятельности студентов технического вуза в исследовательской деятельности с учётом психологической природы процесса усвоения. В исследовании участвовали студенты специалитета Иркутского государственного университета путей сообщения, обучающиеся по специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог», в составе 30 человек, из них 7 девушек и 21 юноша. В качестве инструментария были применены диагностики, разработанные разными авторами и адаптированные под условия данного исследования. Мотивационный компонент диагностировался по методике О. О. Горшковой. Когнитивный компонент оценивался посредством тестирования студентов для выявления степени освоения понятийного аппарата, способности использовать сформированную теоретическую базу в процессе исследовательской деятельности. Деятельностный компонент изучался по методике О М. Коломиец на основе работы с опорными картами. Для исследования способности к рефлексии использовалась методика А. В. Карпова. Результаты констатирующего эксперимента показали низкий и средний показатели уровня сформированности самостоятельности студентов в исследовательской деятельности по всем компонентам, что объяснялось их слабой готовностью к данной деятельности. После проведения формирующего эксперимента отмечается положительная динамика показателей по всем диагностическим методикам. Интенсивный прогресс отмечен в развитии деятельностного компонента. Уровень теоретических знаний у значительной части респондентов экспериментальной группы поднялся до высокого уровня. На фоне увеличения данных показателей повысилась мотивация у большинства студентов. Повышение эффективности процесса формирования самостоятельности студентов технического вуза в исследовательской деятельности может быть достигнуто путём внедрения системы работы по формированию самостоятельности студентов технического вуза в исследовательской деятельности с учётом психологической природы процесса усвоения.

Ключевые слова:

самостоятельность, самостоятельность в исследовательской деятельности, процесс усвоения, интериоризация, экстериоризация, компетентностно-деятельностный подход.

Дата поступления статьи:

29 апреля 2020 г.

Для цитирования:

Голубчикова М. Г., Бышляго А.А.(2020).Формирование самостоятельности студентов технического вуза в исследовательской деятельности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 2.С. 113–117. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.19

Скачать полный текст статьи