РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ И СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА

Авторы:

В. Г. Пузиков, Омская гуманитарная академия, Омский государственный педагогический университет

Аннотация:

Проблема. Статья посвящена проблеме взаимосвязи/тандема – становления личности и судьбы, обозначенных педагогической, социологической и философской науками как возможная проблема бытия человека в сфере образования. Научное решение проблемы обусловлено недостаточной разработанностью понятий «становление личности» и «судьба человека», что стимулирует необходимость социально-педагогического исследования, посвящённого становлению личности и судьбы человека, а также выявлению роли образования в этом процессе.
Методология. Методологической основой исследования явился парадигмальный философско-педагогический анализ современного образования, которое отражает тенденции смены парадигм – представлений о роли образования в жизни общества и судьбе человека, а также факторный анализ проблем взаимодействия образования и общества в процессе становления личности и её судьбы.
Результаты. Выполнена реконструкция трактовок и сущностного понимания образования на различных этапах развития общества. Показано, как образование создаёт индивидуальные формы, образ и характер человека и как человек преобразует свою собственную природу, самого себя посредством образования. Зафиксирован эффективный способ «дать образование» – это внутреннее преобразование предметного знания, поступающего извне, в духовно-деятельностное состояние учащегося. Доказано, что проникающая сила образования, творящая образ (личность) и судьбу человека, заложена в преобразовании его природных задатков в его способности, сбалансированные ценностными установками и смысловыми ориентирами.
Выводы. Научный анализ, осуществлённый в пределах данной статьи, позволяет сделать ряд выводов о том, что в контексте образования познающий субъект не только овладевает общеобразовательными и специально-профессиональными знаниями, а также имеет место пролонгированное влияние усвоенных знаний на личность учащегося. Образование конструирует не только социальную реальность, но и личность, обусловливает события и поступки человека, предопределяет его жизненный путь и судьбу.

Ключевые слова:

образование, опыт, способности, знания, «общество знаний», становление личности, судьба человека.

Скачать полный текст статьи