АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗГОВОРНОЙ ЛЕКСЕМЫ KID (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОЙ ГАЗЕТЫ THE GUARDIAN)

Авторы:

О. Б. Солдатова, Барнаульский юридический институт МВД России

Аннотация:

Проблема и цель. Статья посвящена изучению аксиологического потенциала фамильярноразговорной лексемы kid, детерминированного её стилистической маркированностью и субфреймами кластеров концептуально-когнитивного фрейма «ребёнок», при функционировании слова в британской газете The Guardian.
Методология. В статье используются концептуальный анализ, анализ словарных дефиниций, контекстуальный анализ, приём количественной обработки материала. Объём выборки – 876 контекстов.
Результаты. Выделены основные случаи реализации аксиологического потенциала исследуемого слова: создание положительной оценки при актуализации мелиоративных коннотативных смыслов, отрицательной – при актуализации пейоративных коннотаций и отрицательной – при актуализации положительно-оценочных коннотаций. В статье рассматривается механизм создания аксиологической контекстуальной оценки, с целью чего в структуре концептуально-когнитивного фрейма «ребёнок» выделены пять кластеров, обусловливающие аксиологический потенциал разговорного слова kid. Анализ медиаконтекстов позволяет выделить три основных направления, освещение которых наиболее часто сопряжено с оценочным контекстуальным функционированием данной лексемы.
Выводы. Изучение функционирования адгерентно-оценочной лексики в тексте британской газеты The Guardian даёт возможность более детального анализа особенностей языка медиадискурса.

Ключевые слова:

аксиологический потенциал, концептуально-когнитивный фрейм, кластер, субфрейм, стилистическая маркированность.

Скачать полный текст статьи