Авторы:
М. А. Головчин, Т. С. Соловьева, Вологодский научный центр Российской академии наук
Аннотация:
Проблема и цель. Современное образование остро нуждается во включении родительского сообщества в жизнь учебных заведений. В статье приведены материалы исследования, выполненного с целью анализа форм и методов организации участия родителей в развитии материальной базы дошкольного образования.
Методология и методы. Информационной основой исследовательских выводов являются данные социологического опроса родителей дошкольников, проведённого на территории города Вологды (2018 г.; N = 868 чел.) по авторской методике и при помощи оригинального инструментария. В исследовании использована двухступенчатая выборка, которая предварительно прошла гнездование и квотирование.
Результаты. В статье исследуются имеющиеся в правовом поле практики вклада родительского сообщества в расширение материальных фондов детских садов (благотворительность, дарение), отмечена существенная роль родительского самоуправления на всех этапах проведения этих процедур.
Вывод. В статье сделан вывод о том, что формы родительского участия в развитии дошкольного образования имеют сильный перекос в сторону пожертвований и благотворительности (в материальной и нематериальной форме), которые зачастую сопровождается нелегитимными явлениями – сбор средств в обход норм права и т. п. В заключение на основе положительного опыта городских программ, реализуемых в Вологде, представлены предложения по расширению участия в развитии материальных фондов образования не только государства и родительства, но и бизнеса, а также структур гражданского общества.
Ключевые слова:
источник, финансирование, внебюджет, дошкольники.