ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВЫБОРКИ)

Авторы:

М. В. Клименских, А. В. Мальцев, В. В. Савельев, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург
О. А. Селиванова, Тюменский государственный университет

Аннотация:

Проблема и цель. Из сферы дополнительного и заочного обучения онлайн-курсы активно переходят в систему высшего образования, становясь равноправными инструментами формирования образовательных компетенций студентов. Получение образования посредством Интернета, с одной стороны, делает знания доступнее, а с другой, рискует обезличить педагогику и убрать из фокуса её внимания индивидуально-психологические особенности обучающихся. Считается, что главным ограничением такого формата обучения является вытеснение зарекомендовавших себя педагогических технологий, прежде всего, минимизация или даже отсутствие педагогического общения. Это является проблемой, поскольку идеи современной гуманистической педагогики об эффективной организации процесса обучения строятся на базисе конструктивного взаимодействия между преподавателем и обучающимся, особенно это важно в процессе формирования так
называемых исследовательских компетенций в пространстве многоуровневого образования. Цель статьи – сравнение когнитивных и эмоционально-мотивационных характеристик студентов, значимых для успешности исследовательской деятельности, обучавшихся в формате онлайн и на традиционном вузовском курсе.
Методология. В исследовании применялся метод опроса с использованием следующих методик: многофакторный личностный опросник «Большая пятёрка» BigFive Р. МакКрае и П. Коста; диагностика мотивов учебной деятельности студентов (Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин, О. А. Сычев); диагностика доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцева); диагностика объёма и точности кратковременной словесно-логической памяти (по Р. Амтхауэру); диагностика объёма, переключаемости и распределения внимания «Таблицы Шульте-Горбова»; шкала прогрессивных матриц Дж. Равена (диагностика уровня интеллекта на основе оценки эффективности выполнения невербальных заданий).
Результаты заключаются в установлении того, что студенты, достигающие успеха в электронном обучении и демонстрирующие высокий уровень научно-исследовательской мотивации и активности, характеризуются более высоким уровнем мотивации достижений и самоконтроля, более эмоционально стабильны.
Выводы. Авторы пришли в выводу, что для достижения качественных результатов в исследовательской деятельности в ситуации онлайн-обучения нужно быть психологически готовым, «сознательным» студентом со сформированной внутренней мотивацией.

Ключевые слова:

массовые открытые онлайн-курсы, МООК, интернет-курс, адаптивное обучение, индивидуальная образовательная траектория, психологические характеристики студенчества, исследовательская деятельность, исследовательские компетенции.

Скачать полный текст статьи