СВЯТООТЕЧЕСКИЙ МОТИВ «СЕРДЦА» В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»

Авторы:

О. В. Леушина, Омский государственный педагогический университет

Аннотация:

Проблема и цель. В статье рассматриваются особенности проявления в поэтике романа Ф. М. Достоевского «Идиот» святоотеческого мотива «сердца». Жизнь князя Мышкина – это непосредственно жизнь духа или жизнь «прекрасного» сердца. Поэтому раскрытие «духовного» в образе героя Ф. М. Достоевский показывает через разнообразные описания и примеры «сердечной» жизни князя, которые можно определить как реализацию мотива «сердца».
Методология. В основе работы лежит контекстуально-мотивный анализ, а также концепция системно-структурного изучения, опирающаяся на исследования М. М. Бахтина и Ю. М. Лотмана. Мотивный анализ отталкивается от идей А. М. Буланова о святоотеческом мотиве «сердца» и влиянии святоотеческой традиции на творчество Ф. М. Достоевского.
Результаты. В статье проанализирован святоотеческий контекст творчества Достоевского в романе «Идиот», святоотеческий мотив «сердца».
Выводы. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» раскрывает широкий христианский, в том числе святоотеческий, контекст. Особенности святоотеческого мотива «сердца» в художественной структуре романа «Идиот» могут быть представлены как комплекс мотивов. Более всего мотив «сердца» проявляется в образе князя Мышкина. Системно-структурный анализ текста позволяет выявить группу «святоотеческих» мотивов. Мотив «сердца» проявляется на разных уровнях текста.

Ключевые слова:

Ф. М. Достоевский, поэтика романа, «Идиот», мотив, святоотеческий контекст.

Скачать полный текст статьи