РЕЧЕВОЙ ЖАНР УТЕШЕНИЯ В ЭПИСТОЛЯРНОМ ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНОМ ОБЩЕНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПИСЕМ РУССКИХ ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ-МОНАХОВ ХХ ВЕКА)

Авторы:

А. Н. Смолина, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация:

Проблема и цель. В работе исследуется проблема функционирования речевого жанра утешения в эпистолярном церковно-религиозном общении. Цель статьи – показать содержательные и языковые отличия христианского утешения, обусловленные теоцентристским мировоззрением авторов, следованием религиозно-философскому учению исихазма.
Методы и методология. В ходе исследования использовались методы лингвостилистического анализа (направленного на выявление закономерностей использования языковых единиц в разных сферах общения) и теолингвистического анализа (направленного на изучение взаимодействия языка и религии). Методологической основой послужили труды М. Н. Кожиной, М. М. Бахтина, В. И. Постоваловой.
Результаты. Основные содержательные типы христианского духовного утешения таковы: Уповайте/надейтесь на помощь Бога; Страдания временны; Принимайте волю Божию; Утешение христианина – в вере; Источник утешения – молитва; Страдание – условие духовного возрастания и действие Промысла Божия; Страдания и скорби неизбежны; Терпение – основа преодоления страданий; Богоугодный труд – утешение для страдающего. Характерной языковой особенностью является использование слов, относящихся к тематической сфере «православие».
Выводы. Изучение трудов, посвящённых христианству, анализ писем церковных писателеймонахов дают основание утверждать, что в христианской культуре существует особый взгляд на природу утешения: облегчение страданий, истинное утешение могут прийти только от Бога и только на христианском пути духовного совершенствования. Функционирующий в русском общении речевой жанр «утешение», «попадая» в сферу церковно-религиозной коммуникации, приобретает специфические черты, позволяющие говорить об особой его разновидности – христианском духовном утешении.

Ключевые слова:

утешение, теоцентризм, исихазм, речевой жанр, этикетная формула, коммуникативное действие.

Скачать полный текст статьи