«ДЕТСКОЕ СОЗНАНИЕ» КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ЛИРИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ ДМИТРИЯ ВОДЕННИКОВА «РЕПЕЙНИК»

Авторы:

Е. П. Гаранина, Павлодарский государственный педагогический университет, Республика Казахстан

Аннотация:

Проблема и цель. Статья посвящена рассмотрению способов создания художественного единства в цикле Дмитрия Воденникова «Репейник». В статье предлагается возможный опыт интерпретации цикла, построенный на анализе особого взгляда лирического «Я» на мир.
Методология анализа «Репейника» определяется художественной целостностью цикла, который представляет собой единый метатекст.
Результаты. Можно говорить о том, что самораскрытие и само-осознание составляют основу внутреннего лирического сюжета данного цикла. Лирический герой Дмитрия Воденникова, скрепляющий воедино внешне разрозненные, разнотематические стихотворения, – это и есть главный элемент, создающий циклическое единство «Репейника».
Выводы. Основополагающим элементом, на котором держится художественное единство «Репейника», является сознание лирического героя – ребёнка, претерпевающее определённые изменения на протяжении всего цикла. Образ внешнего мира в цикле «Репейник» построен по субъективноассоциативному принципу. Характерной чертой образа мира в «Репейнике» является его двойственность. Помимо этого следует также отметить, что в цикле большую роль играют прецедентные тексты, через которые лирический герой осмысляет окружающую его реальность.

Ключевые слова:

Воденников, лирический цикл, композиция цикла, лирический субъект, прецедентный текст, стихотворение.

Скачать полный текст статьи